История Jeep

В июле 1940 года американская армия уведомила производителей автомобилей, что начинает искать “легкое” разведывательное транспортное средство на замену армейским мотоциклам и модификациям Ford Model-T. Армия пригласила 135 производителей принять участие в тендере на разработку автомобиля по следующему техническому заданию:
  • Грузоподъемность 600 фунтов
  • Колесная база менее 75 дюймов
  • Высота менее 36 дюймов
  • Диапазон устойчивой работы двигателя от 3 до 50 миль/ч
  • Прямоугольная форма кузова
  • Полноприводная трансмиссия с двухступенчатой раздаточной коробкой
  • Откидывающееся ветровое стекло
  • Три ковшеобразных сиденья
  • Наличие фар со светомаскировкой и подфарников
  • Полная масса не более 1300 фунтов

Поначалу только компании Willys-Overland и American Bantam Car Manufacturing Companyоткликнулись на приглашение. Спустя некоторое время к ним присоединилась компания Ford Motor Company. После чего началось соперничество этих трех компаний за выгодный государственный заказ.

Все компании, участвовавшие в конкурсе, в рекордно короткие сроки предоставили свои прототипы на испытания. Разработка и постройка опытного образца заняла у компании Bantamвсего 49 дней.

Вице-президент по проектирования Willys-OverlandДелмар Дж. Рус (Delmar G. Roos) спроектировал Willys Quad. Fordразработал Model GP(General Purpose– автомобиль общего назначения), известный как Pygmy, который был оснащен адаптированным под автомобильные нужды двигателем от трактора Ford/Ferguson. Каждая компания предоставила свой прототип на армейские испытания, проходившие летом 1940 года, и получила одобрение на постройку опытной партии из 70 автомобилей.

Армия получила эти автомобили в ноябре 1940 года в Кемп Холаберд, штат Мэриленд. Все три модели превышали лимит полной массы, установленный заказчиком на уровне 1300 фунтов . Однако заказчик, осознав, что ограничение было слишком жестким, повысил это значение для последующих этапов конкурса.

Следующий этап тендера был начат в марте 1941 года. Компания Bantamвыпустила 1500 автомобилей модели Model40 BRC, Fordпостроил 1500 модифицированных и улучшенных GP Pygmy, а Willysизготовил 1500 автомобилей модели Quad. Последующие испытания и эволюции конструкций в итоге окончились победой Willys, которую заказчик выбрал в качестве основного производителя.

Впоследствии большая часть произведенных для тендера Bantamи Ford GPбыла отправлена в Великобританию и Советский Союз по программе ленд-лиза. В Великобритании Ford GPполучил прозвище “Blitz Buggy".

Willys MA/MB

После всех внесенных в конструкцию изменений Willys Quadпереименовали в Willys MA, а позднее - в Willys MB. Но в армии США и во всем мире эти автомобили стали известны под именем Jeep®.

Некоторые утверждают, что название произошло от коверкания при произношении аббревиатуры “GP” (General Purpose- общего назначения). Другие говорят, что автомобили получили это название от имени популярного героя “Eugene the Jeep” из мультфильма "Popeye". Как бы то ни было, оригинальное название вошло в американский лексикон и спустя некоторое время стало общим наименованием для всех автомобилей повышенной проходимости. При этом сам Jeepза время войны стал настоящей «иконой».

Willys MAимел рычаг переключения передач, установленный на рулевой колонке, низкий кузов, две круглые приборные панели на передней панели и рычаг стояночного тормоза, расположенный слева. Продолжилась борьба за снижение веса автомобиля, чтобы уложиться в предписанные заказчиком 2160 фунтов . В результате с Willysбыло снято некоторое оборудование, которое, впрочем, было возвращено назад на модели МВ, что вызвало превышение ограничения полной массы примерно на 400 фунтов.

По контракту с армией США Willys-Overlandдолжен был произвести 368000 автомобилей. Еще 277000 автомобилей должен был произвести Fordпо лицензии Willys-Overland. Надежный, выносливый, темно-оливкового цвета автомобиль в последствии станет одним из орудий победы во Второй Мировой Войне.

После войны Willysзарегистрировал торговую марку “Jeep” и начал адаптировать свое детище для гражданских нужд, в первую очередь - для фермеров, которым был нужен утилитарный вездеход. Так появился Universal Jeep. Один из рекламных слоганов Willysтого времени гласил: “The Sun Never Sets on the Mighty Jeep” (для могучего Jeepсолнце не заходит никогда). Компания Willysначала позиционировать себя в качестве всемирного производителя внедорожников.


ОБЗОР ОСНОВНЫХ МОДЕЛЕЙ JEEP ДЛЯ ГРАЖДАНСКОГО РЫНКА

Jeep CJ-2A: 1945-49

Первый гражданский Jeep. Производство модели CJ-2Aбыло начато в 1945 году. В комплектацию входили: откидной задний борт, запасное колесо, монтируемое на боковине кузова, более крупные фары, выведенная наружу пробка топливозаливной (топливного бака?) горловины и множество другого полезного оборудования, не вошедшего в военную версию. В следующем году некоторые CJ-2Aполучили рядный 4-цилиндровый двигатель рабочим объемом 134 куб. дюйма, коробку передач T-90A, раздаточную коробку Spicer18, передний мост Dana25 с полностью разгруженными полуосями и задний мост Dana23-2. Модель CJ-2Aпроизводилась в течение 4 лет.

Jeep Jeepster: 1948-51

Jeepsterбыл последней произведенной в США моделью с открытым кузовом и брезентовыми боковинами вместо боковых дверей. Изначально Jeepsterкомплектовался двигателем “Go-Devil”. На более поздних автомобилях он был заменен 161-кубовым 6-цилиндровым силовым агрегатом “Hurricane”. Данная модель никогда не имела полного привода.

Jeep CJ-3A: 1949-53

Представленный в 1948 году CJ-3Aбыл очень похож на предыдущие модели, но при этом оснащался единым ветровым стеклом, более прочным задним мостом и оригинальным 4-цилиндровым двигателем с L-образной головкой цилиндров.

Jeep CJ-3B: 1953-68

Следующее поколение модели CJпоявилось в 1953 году и имело обозначение CJ-3B. По-сравнению с военным прародителем новая модель имела более высокий капот и решетку радиатора. Этих изменений потребовала установка нового варианта 4-цилиндрового двигателя Hurricane. CJ-3Bпроизводился до 1968 года. За это время было выпущено 155494 автомобиля. В 1953 году компания Willys-Overlandбыла продана Генри Дж. Кайзеру (Henry J. Kaiser) за 60 миллионов долларов. Компания Kaiser Companyначала обширную исследовательскую и производственную программу для расширения модельного ряда Jeep.

Jeep CJ-5: 1955-83

В 1955 компания Kaiserпредставляет CJ-5, базирующийся на модели M-38A1, принимавшей участие в Корейской войне 1951 года. Автомобиль имел округлые передние крылья (как у военной модели) и был немного крупнее CJ-3Bза счет увеличенной колесной базы и габаритной длины. Улучшения, коснувшиеся двигателя, трансмиссии, мостов и салона, сделали CJ-5 комфортным транспортным средством, идеальным для любителей покорения бездорожья на автомобиле. Дизайн CJ-5 стал более сглаженным за счет появления округлых контуров кузова. За более чем 30 лет, в течение которых CJ-5 оставался в производственной программе, было произведено более 600000 внедорожников этой модели с колесной базой 81 дюйм .

Jeep CJ-6: 1956-75

Длиннобазная (на 20 дюймов длиннее, чем CJ-5) модель была названа CJ-6. За исключением колесной базы, CJ-6 был практически копией CJ-5, но при этом обладал большим пространством для размещения груза. В 1956 году Jeepтакже представил вариант модели CJс кабиной над двигателем. Компания AMCоснастила CJ-5 и CJ-6 более мощными мостами с расширенной колеей и тормозами. В 1965 году в качестве опции и для короткобазного ( 81 дюйм ) CJ-5, а также для длиннобазного ( 101 дюйм ) CJ-6 начали предлагать новый V-образный 6-цилиндровый 155-сильный двигатель “Dauntless”. Его мощность была почти в 2 раза выше, чем у базового 4-цилиндрового силового агрегата. Впервые появилась возможность заказать Jeep CJс двигателем V-6. Начиная с 1973 года, все Jeep CJоснащались V-образными 8-цилиндровыми двигателями рабочим объемом 304 или 360 куб. дюймов, произведенными компанией AMC.

Jeep Pickup: 1947-65

Пикап с 118-дюймовой колесной базой внес некоторое разнообразие в модельный ряд. Это была первая попытка Willys-Overlandвыпускать что-то помимо CJ. (Jeep) Willys Wagon: 1946-65

Модель с 104,5-дюймовой колесной базой и закрытым кузовом надолго стала любимицей приверженцев марки. В 1949 году появилась ее полноприводная модификация.

Jeep Wagoneer/Grand Wagoneer/Cherokee(SJ): 1963-91

В 1962 году Jeepпредставляет первый полноприводный автомобиль с автоматической коробкой передач - модель Wagoneer(предшественнику Jeep Cherokee). В 1963 Jeep Wagoneerстал первым полноприводным автомобилем, на который по заказу можно было установить переднюю независимую подвеску. Первая система постоянного полного привода с автоматической коробкой передач – Quadra-Trac® – появилась в 1973 году на полноразмерных моделях Jeep, а затем и на модели CJ-7.

Jeep FC150/170 Pickup: 1957-65

Эта серия автомобилей Jeepс кабиной, расположенной над двигателем, по существу стала настоящей "рабочей лошадкой". Модель FC150 имела 81-дюймовую колесную базу, а FC170 – 103,5-дюймовую. За годы производства модели претерпели некоторые изменения. В 1959 и 1960 годах они оснащались передними и задними мостами с полностью разгруженными полуосями, а некоторые модели 1959 года имели двускатную ошиновку задней оси и 4-ступенчатую механическую коробку передач.

Jeep Gladiator/J-Series Pickup: 1963-87

Вместе с моделью Wagoneerв 1963 году дебютировала также модель Gladiator. Она имела колесную базу длиной 120 (для модификации J-200) или 126 (для модификации J-300) дюймов и оснащалась раздаточной коробкой Dana20 и мостами Dana44. Название Gladiatorпрекратили использовать в 1972 году.


Jeep Commando: 1967-73

Модель имела 101-дюймовую колесную базу, оснащалась V-образным 6-цилиндровым двигателем “Dauntless” и мостами Dana27 и Dana44 с полностью разгруженными полуосями. В 1971 году была выпущена ограниченная (менее 100 экземпляров) версия этой модели, названная Commando Hurst Special. Она стала одной из самых востребованных среди коллекционеров моделей марки Jeep.

Jeep CJ-7: 1976-86

В 1976 году AMCпредставляет модель CJ-7 – первую за 20-летнюю историю линейки CJ, отошедшую от традиционного дизайна прародителя. Колесная база CJ-7 несколько длиннее, чем у CJ-5, что вызвано необходимостью размещения автоматической коробки передач. С самого начала CJ-7 предлагался с поставляемыми за дополнительную плату металлическими дверями и формованной из пластика крышей. До 1983 года CJ-7 (колесная база 93,5 дюйма ) и CJ-5 (колесная база 83,5 дюйма ) производились совместно, однако спрос на CJ-7 вынудил AMCпрекратить производство CJ-5, продержавшегося на конвейере более 30 лет.

Jeep CJ-8 Scrambler: 1981-85

Представленный в 1981году Scramblerпо сути являлся длиннобазной версией CJ-7. CJ-8 поставлялся в версиях как с мягкой, так и с жесткой крышей. За годы производства было выпушено менее 30000 экземпляров Scrambler, что сделало его необычайно популярным у нынешних коллекционеров автомобилей.

Jeep Cherokee(XJ): 1984-01

Созданный на универсальной платформе, Cherokee XJменьше по размерам, но прогрессивнее, чем Cherokee SJ. Он был укомплектован системой полного привода Command-Trac® и передней пружинной подвеской Quadra-Link. В 1988 году свет увидела модификация Cherokee Limited, а в 1989 году модель получила новый рядный 6-цилиндровый двигатель рабочим объемом 4 литра.

Jeep Wrangler(YJ): 1987-96

В 1983 растущий рынок компактных внедорожников все еще нуждался в таких утилитарных моделях, как Jeepсерии CJ, но покупатели желали, чтобы эти автомобили обладали и комфортабельным салоном, сравнимым по этому показателю с обычными легковыми автомобилями. В результате в 1987 году был начат выпуск Jeep Wrangler(YJ).

Wranglerсохранил профиль с открытым кузовом, как у CJ-7, а также еще несколько характерных черт своего предшественника. В механической части Wranglerбольше позаимствовал у Cherokee, нежели у CJ-7. Wrangler YJимел прямоугольные фары, которые впервые были применены на автомобилях Jeepтакого типа. Впрочем, он стал и последним Wranglerс такими фарами. Всего было выпущено более 600000 экземпляров модели YJ.

5 августа 1987, спустя почти год после представления Wrangler, компания American Motors Corporationбыла продана Chrysler Corporation, а бренд Jeepстал частью ее подразделения Jeep/Eagle Division.

Jeep Comanche(MJ): 1986-92

Базирующийся на платформе Cherokeeи имеющий с ним одинаковую начинку пикап с 6-футовым кузовом был представлен в 1987 году. Более поздние модификации получили систему полного привода Selec-Trac® или Command-Trac.

Jeep Grand Cherokee (ZJ/WJ): 1993-2004

Пpезентация Grand Cherokeeстала знаменитой. 7 января 1992 года он триумфально въехал на проходивший в Детройте автосалон North American International Auto Show, пробив стеклянные двери главного входа. Это был первый внедорожник, оборудованный подушкой безопасности водителя. Он установил новые стандарты по плавности хода, управляемости и комфорту при движении по дороге.

Jeep Wrangler(TJ): 1997-2006

Представленный в 1997 году Jeep Wrangler(TJ) снова стал больше походить на CJ-7. Но стиль "ретро" был только во внешнем виде. Начинка автомобиля была самой современной и практически не имела ничего общего с легендарными предками. Около 80 % всех деталей были спроектированы заново. На TJприменена 4-рычажная пружинная передняя подвеска, аналогичная той, что применялась в то время на Jeep Grand Cherokee. Совершенно новым был и интерьер с двумя передними подушками безопасности. Модель TJполучила классические круглые фары, откидывающееся вперед ветровое стекло (впервые такое решение было применено еще в 1940 году) и съемные двери. Также покупателям предоставлялся выбор из модификаций с мягкой крышей и со съемной жесткой крышей. Устанавливаемая на заводе дуга безопасности также входила в стандартное оснащение.

Выпущенный в 2003 Jeep Wrangler Rubiconвошел в десятку самых подготовленных серийных внедорожников в мире. Автомобиль заслужил свое право называться именем легендарной реки благодаря своему впечатляющему оснащению. Он был оборудован мостами Dana44 с включаемыми кнопкой в салоне блокировками межосевых дифференциалов, раздаточной коробкой с передаточным отношением 4, 32-дюймовыми шинами и множеством других опций, не встречавшихся ранее на автомобилях марки Jeep.

В 2004 году миру был представлен Jeep Wrangler Unlimited— длиннобазный Wrangler, внутренний объем салона которого был значительно увеличен за счет дополнительных 13 дюймов колесной базы, из которых 2 дюйма ушло на увеличение расстояния между передними и задними сиденьями. Не потеряв возможности радовать своих пассажиров, сидящих в открытом кузове, приключениями в стиле 4х4, которой славится обычный Jeep Wrangler, модель Unlimitedпредлагает больше комфорта при движении по дорогам и еще больше универсальности.

JeepСherokee(текущий кузов KK): 2002 - настоящее время

В классе среднеразмерных внедорожников на смену Cherokeeв США пришла модель Liberty(Cherokeeв РФ). Она стала первым Jeep, оборудованным независимой передней подвеской. В 2008 году на этой модели появилась уникальная для данного класса автомобилей сдвижная крыша Sky-Slider.

Jeep Grand Cherokee: 2005-2010

Эта модель – результат полной модернизации модели ZJ/WJ. Значительно улучшена управляемость и плавность хода, установлен двигатель HEMI® V-8 рабочим объемом 5,7 литра, что повысило престижность модели, переведя ее в разряд автомобилей класса "Премиум".

Jeep Commander: 2006-2010

Семиместный (три ряда сидений) Jeep, базирующийся на удлиненной на 2 дюйма платформе WK. Сиденья расположены с превышением последующего ряда над предыдущим (как в театре).

Jeep Compass и Jeep Patriot( Liberty в РФ): 2007 - настоящее время

Марка Jeepвторгается в популярный сегмент компактных кроссоверов. Представленные модели обладают великолепным для своего класса внедорожным потенциалом и непревзойденной топливной экономичностью.

Jeep Wranglerи Jeep Wrangler Unlimited(JK): 2007 - настоящее время

Построенный по оригинальной и очень удачной классической формуле Jeep, обладающий совершенно новым дизайном экстерьера и интерьера, абсолютно новой рамой и двигателем, оборудованный современными средствами безопасности и комфорта, JKпредоставляет еще больше выносливости, качества исполнения, внутреннего пространства и комфорта, удовольствия от обладания открытым автомобилем, мощности, топливной экономичности и безопасности.

Благодаря уникальному открытому 4-дверному кузову JK Wranglerоткрывает новое измерение опыта Jeep. Он способен перевозить 5 взрослых человек – впервые в истории семейства Wrangler. Unlimitedстал самым вместительным Wranglerза всю его историю. При этом он объединяет в себе непревзойденную проходимость и практичность ежедневного использования.

Сегодняшние Wranglerболее легки, выносливы и прочны, что в сочетании с открытым кузовом обеспечивает им лидерство в своем классе по проходимости. В 2011 модельном году все модификации Wranglerполучили совершенно новый интерьер, а модель Saharaтеперь комплектуется жесткой крышей, окрашенной в цвет кузова (для специальных цветов окраски).

Jeep Grand Cherokee(также WK): 2011 - настоящее время

Более 4 миллионов экземпляров продано с момента появления первого поколения Grand Cherokee. В 2011 году Jeepулучшил формулу своего флагмана и представляет полностью новый Grand Cherokee– идеальный баланс изысканности на дороге и выносливости вне дорог. Модель WKобладает характеристиками автомобиля класса "Премиум", легендарным качеством Jeep, улучшенной топливной экономичностью, интерьером мирового уровня, новым обтекаемым экстерьером и множеством систем безопасности.